Искусство это неотъемлемая часть нашей жизни. Без эстетического восприятия наша жизнь станет не просто серой, все цели и стремления утратят своё значение.
Высокие духом люди окружают себя предметами высочайшего искусства. Коллекция Вишневской – Ростроповича, как и многих эстетов и собирателей, приобреталась на аукционах.
Коллекционирование это очень увлекательное занятие. Спросите, как бьются сердца в ожидании лота и успешного приобретения. С каким благоговением коллекционеры и любители относятся к своим коллекциям. Как бывают раздражительны, если не удаётся совершить покупку, и какой бальзам льётся на сердце от удачного приобретения вожделенной картины. Для настоящих коллекционеров деньги не имеют значения, если это действительно великое произведение.
Современное искусство даёт нам возможность увидеть глазами трепет настоящего ценителя, при лицезрении своих детищ. Шедевр кинематографа Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» прекрасно свидетельствует о чувстве всепоглощающей любви к предмету своей страсти. Если спросить какой предмет коллекции более дорог собирателю, это его обидит, всё равно что спросить какой из детей дороже. Обладание предметом искусства даёт наслаждение и не может быть слишком дорогим.
Коллекционирование имеет цель сохранения культурного наследия и создание коллекции.
В России самым знаменитым коллекционером был Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898 гг), подарившим Москве свою уникальную галерею вместе со зданием. Вместе со своим братом Сергеем Михайловичем, он на протяжении полувека собирал картины русских живописцев, оказывая им тем самым финансовую и моральную поддержку. Не известно, могли бы мы сейчас наслаждаться творениями художников, и были бы весомы имена сегодняшних гениев без руки провидения, коей оказались коллекционеры. В архивах находим признание настоящего мецената: "Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь".
Посвятив свою жизнь собирательству произведений искусства для обогащения духовного и интеллектуального, своего народа. В завещании Третьяков напишет: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
В современном ему искусстве Третьяков выделял передвижников – самое смелое, живое и продуктивное течение, с их бойцовским духом, страстной преданностью к правде и глубочайшее сочувствие к эксплуатируемым. Именно передвижники, альфа и омега русского искусства, составили сердцевину коллекции. Портреты лучших сынов нации сохранились для потомков: (Л. Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Гончарова, Чайковского, Коровина, Репина, Карамзина и других).
Другим знаменитым русским коллекционером был купец Сергей Иванович Щукин (1854 - 1936). Покупая картины французских импрессионистов, наиболее ему понравившиеся, он говорил: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай ее». Страстный приверженец искусства, он пополнил своим бескорыстным делом сокровища Эрмитажа и музея имени Пушкина произведениями Ренуара, Моне, Гогена, Сезанна, Дега, Матисса, Дерена, Пикассо.
Аукционный дом Сотбис, оценил стоимость коллекции Сергея Ивановича Щукина на 2012 год. Она составляла 8,5 млрд. долларов США.
Но он покупал и сотрудничал не только с торговыми домами но и напрямую с самими художниками, с которыми у него были тёплые и дружеские отношения. Анри Матиссу Щукин заказал картины «Музыка», «Танец», «Гармония в красном (Красную комнату)». Так же как и Третьяков, Щукин признаётся: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
Искусство является инвестиционным механизмом. Покупать картины выгодно. Состояние мировых арт-рынков говорит об успешном вложении средств в искусство. За предметы наслаждения люди платят любые деньги.
Сейчас в мире искусства мы видим новых коллекционеров и арт-дилеров. Анатолий Беккерман, сорок лет назад уехал в США, является владелецем нью-йоркской галереи «АВА».
Игорь Цуканов, сейчас проживает в Лондоне, основатель культурного фонда, в одном из интервью он объясняет, чем коллекционирование отличается от инвестирования в искусстве: «Коллекционеры — это люди, которые, как правило, не связаны инвестиционными предпочтениями. Понятно, что арт-мир — очень большой рынок, многомиллиардный, и цены на этом рынке растут, а иногда падают. И на нем есть инвесторы, которые покупают картины как предмет приложения инвестиционных вложений, потом из них выходят. Как правило, коллекции, которые строятся десятилетиями, очень редко выходят на рынок. Потому что они не для этого создавались. Они либо передаются в музеи, либо под них строятся частные музеи. В редких случаях наследники коллекцию продают, но тогда, как правило, покупателем выступает государство или какой-то спонсор. Я отношусь скорее к категории коллекционеров, а не инвесторов, но коллекционеров, которые имеют жесткую дисциплину в том, что они делают, не занимаются всем сразу, имеют фокус. Я создаю коллекцию, которая станет частью музейного наследия». В коллекции Цуканова 350 картин абстракционистов.
А как складывается цена картины и что побуждает зрителя отдавать деньги? Имя художника должно быть известно, он должен участвовать в различных выставках и аукционах, уровень эстетики произведения соответствовать вкусам зрителя, а так же произведение быть жизненным, злободневным и интересным. Следующие действия проделывает сам коллекционер, неуклонно продвигая имя художника выставляя картины в галереях, публикуя и рекламируя в различных каталогах и сайтах. Цена произведения растёт при этом. Есть коллекционера, покупающие картину для себя, а другие приобретают произведения искусства чтобы через какое-то время продать с прибылью. Обычно коллекционируют современную живопись или охотятся за импрессионистами и постимпрессионистами. Но бывают исключения. Например Роман Абрамович, всем известный российский миллиардер собрал большую коллекцию сюрреалистов, модернистов и настоящий андеграунд - Альберто Джакометти, Фрэнсиса Бэкона, Лусиена Фрейда и др.
Коллекционируют азартно, искуствоведчески осведомлённые и профессионально компетентные мастера своего дела с целью создания уникальной и драгоценной коллекции, для выставления на продажу или в дар государству.
Зачем покупают картины? Можно сказать, что ими украшают комнату. Это значит ничего не сказать. Человек всё время ищет чего-то, что ему не достаёт. Человек желает удовлетворить потребность, которая запечатана за семью замками. Интуитивно тянется к искусству, потому что чувствует и внутренне знает, что искусство создаётся в момент слияния души со сферой, стоящей на несколько уровней выше бытового. Это как спектр от инфракрасного до ультразвукового. Энергия высоких частот остаётся незримо и невербально в самом произведении, распространяясь в пространстве и работая как вечный двигатель, влияя на окружающее, регенерируя и исцеляя. Художник вдохнул жизнь в произведение, посредством вложенного в него боговдохновения и предмет отныне сам дышит жизнью.
Каждый человек ищет счастья, но вкус счастья у всех разный. На самом деле каждый ищет Бога, это и есть счастье. Потому что Бог присутствует везде, божественное присутствует внутри человека. Выбирать произведение искусства или мороженое, человеку диктует вкус. Вкус мы приобретаем получая опыт многомиллионных жизней на земле, начиная с минерала, растительного царства, минуя животный мир, находясь в человеческом теле. Как эмбрион человека проходит все стадии развития начиная от зародыша минуя за девять месяцев. Человек всегда в Пути. Путь этот труден и тернист. Много жизней начинает он учиться ходить и соизмерять свои прихоти с возможностями. Получая игрушку младенец успокаивается на время, пока есть интерес и интрига, потом вновь от недостатка жизненной энергии впадает в меланхолию. Человек как младенец ищет эликсир бодрости и мечтает изобрести перпетуум мобиле. Человек знает внутри себя, что достоин счастья и ищет его с энтузиазмом в душе.
Зачем люди покупают картины? Потому что картина это портал в высшие миры. Дверь, войдя в которую, окажешься свободен и спасён.
Человек расщепил атом и получил атомную энергию. Это то, что он получил снаружи. Теперь он должен расщепить атом внутри себя, получив тем самым доступ в высшие миры. Для этого он должен успокоить и принять самого себя. Потому что весь мир это и есть он сам. Великий Мастер учил не делать того другому, чего не хочешь себе. Потому, что делая другому – делаешь себе.
Почему все покупают картины? Потому что картина отвечает тому поиску, который ведёт его. Успокаивая ум, делаешься чуть мудрее. Умиротворение исходит из души. Изобилие льётся от полноты чувств и знания истины.
Почему же вкусы разные? Ведь все хотят счастья. Вор, крадя, тоже думает о счастье, о сиюминутном счастье, способном удовлетворить потребность, не беспокоясь о времени и пространстве, то есть о завтрашнем дне и интересах других.
Человек изобрёл автомат. Это гениальное изобретение создано высокоорганизованным умом. Но стрелять из него могут и аборигены племени каннибалов. И у них это здорово получается! Но их умственные способности не уходят далеко и не заботят их переживаниями об окружающих.
Человеческий гений создал атомную энергию, но это оказались спички в руках ребёнка. В фильме «Братство бомбы» рассказано, как люди с гениальным интеллектом и высоким духовным развитием создавали атом и с ужасом понимали, что человечество не готово к таким открытиям. Не понимая, чем владеют, люди погубят сами себя.
Зачем человеку картины? Картина это мост к интеллектуальному развитию, а затем и к прозрению и пониманию запредельной тайны, что мы все одно, и из этого выходит, что все мы братья и сёстры и что убивать на бойнях животных, это бесчеловечно.
Заниматься коллекционированием человек начал ещё с древнего Египта. В Александрии была собрана со всего мира коллекция книг. Во времена Леонардо во Флоренции династия Медичи собрала великое множество картин, которые сейчас находятся в музеях. Тиран Лоренцо Медичи, державший власть с помощью репрессий, покровительствовал, однако, искусству и художники получали много свободы для творчества, отчего это время обозначилось как эпоха Возрождения. Во французской королевской резиденции находится один из крупнейших музеев мира – Лувр. В старинном дворце королей находятся экспонаты собранные со всего мира начиная с античности и до наших дней. В музеях Дрездена, отметившего в 2010 году своё 450-летие собрано немало реликвий и одна из них «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.